Приветствую Вас, Гость
ПОРТФОЛИО
Электронное портфолио учителя ИЗО Баляевой Т.А. на "Учительском портале"
Сертификат о публикации сайта 2024
Диаграмма портфолио преподавателя ЭлЖур 2024
 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образование» (2009 год)
с изменением на текущий год
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Баляева Тамара Александровна
Учреждение, в котором работает автор опыта,
адрес с индексом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мамлейская основная школа
607570 Нижегородская область, Сеченовский муниципальный район
с. Мамлейка, ул. Центральная, д.1 «Г»
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Учитель изобразительного искусства (5-7 классы)
По совместительству: информатика (5-9 классы), технология (5-9 классы)
Стаж работы в должности
 32 года

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта   Формирование и развитие личности школьника на основе метапредметного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
  Проблема модернизации эстетического образования является одной из наиболее сложных теоретических и практических проблем в условиях сельской школы. Изменение условий школьной среды с целью обеспечения полноценного индивидуального развития сельского ребенка. 
  Использование инновационных технологий:
  - личностно-ориентированные;
  - информационно-коммуникационные (в классно-урочной системе и в системе внеклассной работы);
  - внедрение принципов педагогики сотрудничества (коллективные формы работы, использование принципов успешности).
  Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)Обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся. Реализация личностно-ориентированной системы эстетического образования. Формирование новых компетенций, нравственных и эстетических ценностей. Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни. Развитие творческих способностей на основе личностной активности.
 
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
  Создание условий для творческого применения технических ресурсов школы.
  Разработка и внедрение системы новых педагогических приёмов развития художественного мышления на основе применения современных образовательных технологий.
  Развитие коммуникативных способностей обучающихся средствами изобразительного искусства (общение с искусством на языке искусства).
  Системное и систематичное развитие качеств личности школьников средствами изобразительного искусства.
  Создание на уроке и во внеурочной деятельности атмосферы эмоциональной комфортности, взаимопонимания, внимания друг к другу.
 
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
  Сельская школа с небольшой наполняемостью классов, позволяет организовать учебную деятельность каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей и склонностей.
  Целенаправленное формирование художественно-эстетических предпочтений и нравственных ориентиров с учетом специфических особенностей сельской местности на основе организованного взаимодействия школы, семьи, микро - и макро – социума.
  1. Высокий уровень профессионально-художественных знаний и умений учителя.
  2. Общая эрудиция, целеустремлённость, креативное мышление, дизайнерский подход.
  3. Наличие специальной литературы, фото-, аудио- и видеоматериала.
  4. Владение информационно-коммуникационными технологиями.
  5. Использование в обучении авторского инновационного проекта «Теоретические концепции и пути практического освоения народных промыслов на уроках декоративно – прикладного искусства».
  6. Руководитель окружного методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки.
  7. Мастер – педагог районных, зональных, областных и всероссийских конкурсов художественного творчества различных социальных сфер.
  8. Автор проектов по организации летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
  9. Участница приоритетного национального проекта "Образование", обладательница денежной премии губернатора Нижегородской области.
 10. Администратор сайта ОО, электронного журнала ОО, Сферум ОО, социальных групп школы ВКонтакте, Одноклассники.
 11. Участница Интернет - сообществ педагогов.
 12. Автор социального проекта «Детская площадка» на улице села.
 13. Эксперт муниципальной аттестационной комиссии педагогических работников по предметам изобразительное искусство, технология.
 14. Активный слушатель вебинаров по современным образовательным технологиям.
 15. Призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель года России - 2016".
 16. Соавтор книги "История Мамлейской школы".
 17. Инициатор создания музейной витрины "История школы".
 18. Образовательная деятельность в Центре "Точка роста" по технической направленности.
 19. Прохождение курсовой подготовки повышения квалификации учителя.
 
Результат изменений
  Системная и целенаправленная собственная работа по совершенствованию художественно-педагогических возможностей.
  1. Повышение мотивации учащихся в изучении предмета и к обучению в целом.
  2. Повышение уровня развития межпредметных связей.
  3. Повышение общекультурного уровня учащихся.
  Качество успеваемости составляет 97 % - 100 %.
  Обучающиеся характеризуются высоким уровнем готовности к художественно-эстетическому восприятию действительности, проявляют активность в урочной и внеклассной работе. 
  Ученики принимают участие в конкурсах школьного, муниципального, регионального уровней, являются победителями и призёрами.
  Являются победителями и призёрами школьных и муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
  Активно участвуют в дистанционных олимпиадах по изобразительному искусству.
  Ведётся целенаправленная работа в проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО, технологии, информатики.
  Ежегодно учащиеся принимают участие в муниципальной творческой конференции по технологии.
  Реализуется образовательный проект "Билет в будущее" через систему внеурочных занятий "Россия - мои горизонты".
  Дополнительное образование "Детское творчество" позволяет развить художественные навыки, проявить свои способности в конкурсах детского творчества.
  Дополнительное образование по программе "Робототехника" помогает учащимся иметь представление о технической сфере деятельности человека.
 

Публикации (выступления) о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

 

Публикации в районной газете «Борьба» о внеклассной работе с учащимися.

Проект летнего детского лагеря «Весельчак»./ Мамлейка. 2000 г.

Доклад к районной конференции «Инновационные технологии в образовании». / Сеченово. 2002

Инновационный проект «Теоретические концепции и пути практического освоения народных промыслов на уроках декоративно – прикладного искусства»./ Нижний Новгород. НИРО. Кафедра культурологии и словесности. Аттестация. 2004

Доклад «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства в начальных классах»./ Сеченово. РМО учителей начальных классов. 2004

Доклад «Методика преподавания декоративно – прикладного искусства в обучении детей дошкольного возраста»./ Сеченово. РМО воспитателей. 2006 г., 2008

Презентация «Наша школа»./ Сеченово. Августовская педагогическая конференция. 2007

Доклад «Инновации на уроках изобразительного искусства с применением компьютерных технологий»./ Сеченово. 2009

Проект летнего детского лагеря «Смешарики»./ Сеченово. ИДЦ. 2009

Доклад "Продуктивные методики обучения на уроках". / Сеченово. РМО. 2010

Доклад "Проблема дифференцированного обучения на уроках ИЗО"./ Сеченово. РМО. 2011 

Доклад «Моя педагогическая деятельность»./Нижний Новгород. НИРО. Кафедра словесности и культурологии. 2011

Доклад «Методика преподавания современных уроков изобразительного искусства на основе ФГОС»./Сеченово. РМО учителей начальных классов. 2011

Мастер-класс "Компьютерная графика. Основы цветоведения"./ Сеченово. Августовская педагогическая конференция. 2013

Доклад "Использование ЦОР в образовательной деятельности педагога. Сетевые сообщества педагогов"/В-Талызино. РМО учителей технологии. 2013

Доклад "Увиденная музыка, услышанная живопись"/Сеченово. РМО учителей ИЗО, МХК, музыки. 2016

Мастер-класс на областной конференции "Перспективы развития художественного образования: проблемы, поиски, решения./НИРО. Кафедра культурологии и словесности. 2016

Доклад "Формирование культуры здоровья школьников на уроках технологии"/Сеченово. РМО учителей технологии. 2016 

Мастер-класс "Персональный сайт учителя"/Сеченово. РМО учителей информатики. 2016 

Доклад "Дистанционное обучение"/Сеченово. РМО учителей информатики. 2017

Доклад "Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках"/Сеченово. РМО учителей информатики. 2017

Доклад "Проектная деятельность учащихся на внеурочных занятиях по информатике"/Сеченово. РМО учителей информатики. 2017

Доклад "Дистанционное обучение"/Сеченово. РМО учителей информатики. 2017

Доклад "Профориентационное обучение школьников на уроках технологии"/Сеченово. РМО учителей технологии. 2019

Мастер-класс "Набрызг"/ Сеченово. Организация досуга в детском лагере. 2023

Доклад "Робототехника"/Образовательный Центр "Точка роста". ОМО учителей технологии. 2023

 
Методические разработки уроков на образовательном сайте-СМИ
"Сообщество учителей-предметников "Учительский портал" www.uchportal.ru 

(ниже указаны ссылки)

Методическая разработка и презентация урока по ИЗО "Мир вещей натюрморт"

Презентация к урокам ИЗО "Орнамент"

Презентация к уроку технологии по художественному проектированию изделия "Дизайн костюма"

Конспект и презентация к уроку ИЗО "Автопортрет. Моя улыбка"

Презентация к уроку ИЗО "Анималистический жанр"

Практические задания к уроку ИЗО "Компьютерная графика. Основы цветоведения"

 

Свидетельство о публикации персонального сайта учителя изобразительного искусства Баляевой Т.А. 

Методические разработки уроков на Интернет-ресурсе "Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века" www.fond21veka.ru

Победитель II Всероссийского конкурса "Моя лучшая методическая разработка" 2021 Диплом

Сертификат о публикации в СМИ методической разработки "Архитектура в пейзаже. Силуэт" 2021

 
Мастер-классы поделок на Интернет-ресурсе:
 
Социальный проект "Детская площадка на улице села".

Фотоальбом ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ БЫТЬ на сайте "Одноклассники"

Публикация в журнале "Делаем сами" ИД "ТОЛОКА" № 10 (295), май 2013

Спецпроект "Все лучшее детям!", на стр.13 в рубрике "Эконом-вариант" фотоматериал об изготовлении качелей на детской площадке села.

Районная газета "Борьба" от 17 ноября 2023 статья о Центре "Точке роста"


Публикации, сборники, книги        


Конференции
Участие в районной педагогической конференции в 2013 г
Участие в районной педагогической конференции в 2014 г
Участие в региональной конференции по ЗОЖ в 2015 г
Участие в региональной конференции культурологии в 2016 г
Участие во Всероссийской конференции по предпрофильному обучению в 2018 г
Участие во Всероссийской конференции по искусству в 2019 г
 
 
III. Описание инновационного опыта учителя

  Инновационная среда образовательного процесса осуществляется на основе метапредметного подхода как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства. Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качество. Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, нужно постоянно искать эффективные методы и формы обучения. 

  Обучение школьника строится с опорой на идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концеп­ции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Реализация Стандарта обеспечивает более углублённое изучение изобразительного искусства, по­этапное, поэлементное накопление умений и навыков в соб­ственном творчестве, а также возможность осознания специ­фики художественного языка данного искусства и умения им пользоваться при осуществлении творческих замыслов даже за пределами школьных уроков. Изобразительное искусство как предмет в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы способствует интеллектуальному развитию, активизирует творческие способности и формирует художественно-эстетические потребности обучающихся независимо от того, кем они станут в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или программистами. 

  Многолетний опыт работы в сельской школе нашел отражение в формировании новых технологий и моделей преподавания изобразительного искусства, построенной в целостной системе урочной и внеклассной работы. Я, как учитель, научилась понимать обучающий смысл и развивающую личность ученика. В своей педагогической практике применяю элементы проблемности, поиска, исследования. Разрабатываю нестандартные уроки с использованием электронно-образовательных ресурсов. Метапредметный подход – это переход от теории к практике.

  Суть инновационного опыта кратко формулируется в следующем:
  1. Использование метапредметного подхода на уроках для получения результата обучения.
  2. Результативная технология обучения основывается на творческом изучении в процессе изображения.
  3. Результативность и гармоничность урока обусловлены соблюдением принципа успешности.
 
За годы работы в школе, а это 30 с лишним лет, я уподобилась и садовнику и архитектору одновременно. Взращивая живое дерево, нужно суметь сообщить ему правильную форму, сделать его крепким, способным к свободному самостоятельному развитию. Главное в своей педагогической практике – это углублённое отображение человеческих чувств. Человек, в отличие от всего животного мира, одарён высшей способностью – развивать и совершенствовать данные ему природой человеческие силы. 

   Лозунгом специфики обучения являются слова великого художника – педагога П. П. Чистякова: «Чувствовать, знать, уметь – это полное искусство». С одной стороны, здесь подразумевается характер восприятия, где сочетается знание и умение изображать, а с другой – общее понятие творчества – чувствовать. Уча детей, постоянно учусь сама и веду своеобразную игру, чтобы они чувствовали себя творческой личностью и если ребёнок будет способен чувствовать, знать, уметь, то цель игры учителя будет достигнута. А это наивысшая награда педагога. Чтобы развивать у учащихся интерес к творчеству ввожу инновационный подход в общий распорядок обучения. С первых же шагов в искусстве ребёнок должен чувствовать и осознавать себя именно художником. В каждом самом простом и элементарном упражнении он самостоятельно должен принимать своё творческое решение.

   Постоянно провожу уроки с компьютерной поддержкой не только при изучении нового материала, но и при выполнении учащимися индивидуальных, творческих заданий.
   Я считаю, что искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственных и интеллектуальных сферах личности.
   Учитель – творец нового поиска, своеобразного подхода к учащемуся, умеющий подать материал и построить обучение в интересах творчества.
  Инновационный опыт неоднократно представлялся на районных семинарах для воспитателей, учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства, музыки, технологии. Работа в площадках передового педагогического опыта на районных августовских конференциях. Выступление на курсах повышения квалификации на кафедре словесности и культурологии в Нижегородском институте развития образования.
 
Составляющие образования: обучение
Характеристики инновационного опыта: технологии
Информационное представление опыта: изобразительное искусство, творческие способности, чувственное постижение произведений искусства, ученические проекты.